Тестирование сайта

Тестирование сайта — важный заключительный этап создания сайта перед сдачей проекта заказчику и переносом на хостинг. Цель тестирования заключается в том, чтобы найти ошибки в работе сайта, узнать, насколько он удобен в использовании, легко ли на нём найти нужную информацию. Перед началом тестирования сайта составляется чек-лист, в котором перечислено всё, что должно пройти тестирование. Чек-лист нужен для каждого метода тестирования и для каждого его этапа. Тестированием сайта занимаются специалисты, которые называются тестировщиками. Есть специальные курсы, где можно освоить эту профессию.

Есть много способов и методов тестирования, в зависимости от количества и последовательности действий пользователя. Комплексное тестирование сайта проводится в три этапа:

Современные разработчики сайтов применяют такие способы: функциональное тестирование, тестирование безопасности, тестирования юзабилити (удобства пользования), тестирование производительности, навигационное тестирование, конфигурационное тестирование, тестирование интерфейса пользователя (UI), тестирование, связанное с изменениями, бета-тестирование. Отдельному тестированию подвергается мобильная версия сайта.

Функциональное тестирование

Для успешного завершения этого тестирования необходимо правильно рассчитать все функции сайта. При функциональном тестировании проверку проходят ссылки, формы страниц, cookies, код HTML и CSS.

В первую очередь проверяют ссылки на все страницы сайта:

В ходе функционального тестирования проверяются формы для всех страниц:

Проверяется функционирование сайта с включёнными и отключёнными cookies, а также их работу. Сookies — это зашифрованные файлы, которые хранятся на компьютере пользователя, после того, как он посетил сайт.

Важный этап функционального тестирования — проверка правильности кода HTML и CSS. Эта проверка проводится как в ручном, так и в автоматическом режиме (с помощью программ). Тестировщик выясняет, правильно ли записан код, доступен ли сайт для поисковиков, правильно ли работает карта сайта в форматах XML и HTML.

Приведём пример. Тестировщик проводит функциональное тестирование интернет-магазина и проверяет работу каталога, корзину, фильтр товаров, количество товаров в наличии, добавление/редактирование/удаление товара или заказа, статусы при покупке, скидки, форму регистрации и обратной связи.

Тестирование безопасности

Тестирование безопасности проверяет сайт на наличие уязвимости и обеспечивает надёжность его работы. Тестировщики оценивают общий объём возможных рисков, а также имитируют хакерскую атаку. К сайту применяются различные виды атак: DOS и DDOS (перегрузка сервера запросами), SQL-инъекции (внедрение вредоносного кода в запросах базы данных), XSS-инъекции (внедрение произвольного кода и атака на компьютер пользователя, просматривающего сайт).

Рекомендации профессионалов по защите сайта:

Тестирование юзабилити

Юзабилити — удобство пользования сайтом. Задача тестировщика на данном этапе — проверить, удобно ли пользоваться сайтом, можно ли найти нужную информацию. На этом этапе тестировщик проверяет навигацию и поиск по сайту. Сайт оценивается с точки зрения обычного пользователя.

Тестирование производительности

Нагрузочное тестирование проверяет производительность сайта: насколько хорошо он будет работать под определённой нагрузкой. Чаще всего для этого тестирования используют специальные программы. Тестирование производительности включает в себя несколько разновидностей:

Навигационное тестирование

В отдельном порядке выполняется тестирование навигации по сайту. Все страницы, а также кнопки, формы и поля на сайте должны быть понятными и простыми в использовании. Необходимо, чтобы доступ к главному меню выполнялся со всех страниц.

Конфигурационное тестирование (тестирование совместимости)

Тестировщики проверяют работу сайта при различных конфигурациях системы. Насколько сайт совместим с различным оборудованием, операционными системами, программными продуктами. Тестированию подвергаются разные конфигурации компьютеров, платформы, драйвера. В зависимости от параметров, которые нужно проверить, конфигурационное тестирование разделяют на несколько частей:

Тестирование интерфейса пользователя (UI-testing)

UI-тестирование проверяет графический интерфейс пользователя. Проверке подлежат следующие составные части графического интерфейса:

Тестирование контента

Проверять нужно не только техническую сторону сайта, но и его контент. Очень важно проверить фотографии, опубликованные на сайте. В первую очередь необходимо проверить, сколько весит картинка. К сожалению, об этом часто забывают. Если картинка много весит, то страница загружается долго, а из-за этого пользователь может покинуть сайт. Также нужно проверить описание фотографий и подписи к ним.

Все тексты, опубликованные на сайте, должны быть написаны грамотно, без орфографических, пунктуационных и лексических ошибок и опечаток. Проверять нужно не только большие статьи, но и заголовки, надписи на кнопках. Содержание текстов играет очень важную роль. Статьи должны быть написаны так, чтобы пользователь нашёл в них ответ на свой вопрос и, возможно, выполнил на сайте какое-нибудь действие (позвонил, заказал товар или услугу и др.). Инструкции должны быть подробными, чёткими и ясными. При подготовке контента нужно чётко ставить цели и задачи: зачем данная конкретная страница сайта может понадобиться посетителю.

Тестирование, связанное с изменениями

Повторное тестирование (связанное с изменениями) проводят после исправления тех ошибок (багов), которые были обнаружены в ходе первичного тестирования всеми методами. Нужно проверить, действительно ли ошибки исправлены, не возникло ли новых ошибок.

Бета-тестирование

Бета-тестирование — завершающий этап проверки работы сайта. В отличие от предыдущих этапов и методов, бета-тестирование проводят не профессионалы, а обычные пользователи интернета. Они могут обнаружить недостатки, которые заказчик не хотел бы видеть на своём сайте.

Тестирование мобильной версии сайта

Большинство современных сайтов имеют адаптивный дизайн, который позволяет сайту хорошо работать на всех устройствах (компьютерах, смартфонах, планшетах). Но если заказчик просил разработать мобильную версию своего сайта, её нужно тестировать отдельно. Это очень важно, потому что всё больше пользователей заходят на сайты со смартфонов, а не с компьютеров. Тестировщики проверяют навигацию по сайту, время загрузки страниц, размер картинок, совместимость сайта со смартфонами и планшетами. Кнопки не должны быть слишком маленькими. Всплывающие окна и Flash нужно отключить.

Рекламное агентство «АДВИНА» осуществляет комплексное и тщательное тестирование создаваемых сайтов и предоставляет заказчикам только лучший результат.