Важная составляющая сайта — юзабилити

Юзабилити — это показатель, который отражает то, насколько сайт удобен в использовании. Ещё несколько лет назад термин «юзабилити» употреблялся только в узкоспециализированной технической сфере. Сейчас юзабилити стало одной из отраслей интернет-маркетинга. Улучшение юзабилити сайта помогает успешному продвижению ресурса в сети, а значит, и привлечению новых посетителей и клиентов. Цель сайта — заинтересовать пользователя, завоевав его внимание за несколько секунд. Для этого нужно, чтобы сайт был простым и эффективным в использовании и лёгким для запоминания, чтобы посетитель мог через некоторое время вернуться и продолжить работу.

Улучшение юзабилити сайта надо начинать с аудита и тестирования. Оценивая юзабилити сайта, вы должны ответить на несколько вопросов. Хорошо ли пользователь ориентируется на сайте? Быстро ли он запомнил навигацию по сайту? Насколько полезна информация, размещённая на сайте? Насколько эффективны действия пользователя, не совершает ли он ошибок в использовании ресурса? Оцениваться должна не только работа сайта в целом, но и каждая его часть по отдельности. Юзабилити сайта легко проследить по поведенческим факторам. О хорошем юзабилити сайта говорят такие факторы, как высокий показатель времени, которое пользователи проводят на сайте, высокий процент конверсии и др.

Исследовать юзабилити сайта можно с помощью анализа его статистики или на основе отзывов посетителей. Используйте системы статистики и анализа посещаемости сайтов Яндекс.Метрика, Google Analytics, статистика Bitrix. Если вы добавите на сайт форму обратной связи, то сможете узнать о неполадках в работе сайта от его посетителей.

Цель тестирования юзабилити — выяснить, что помогает пользователям работать с сайтом, а что мешает. На основе полученных данных сайт исправляют и тестируют заново.

Что делает удобной работу с сайтом? В первую очередь, это красивый и удобный минималистичный дизайн. Посетителю важно, чтобы на сайте были опубликованы интересные тексты, и их удобно было читать. Имеют значение форма и размер шрифта (желательно простые и без засечек), отступы и пробелы, высота строки, контрастность текста. Все функциональные элементы (разделы, вкладки и др.) должны работать идеально.

Начинать работу по улучшению юзабилити нужно делать ещё на этапе создания прототипа сайта. Вы должны продумать каждую деталь, даже самую мелкую. Завершив создание сайта, нужно приступать к тестированию его юзабилити. Если этого не сделать, то вы можете потерять много времени и средств на исправление ошибок. Каждый вновь созданный сайт нужно тестировать. Необходимо также периодически анализировать работу уже функционирующего сайта.

Важнейший элемент юзабилити — это скорость загрузки страницы: чем быстрее, тем лучше, иначе посетитель покинет сайт. Исследования говорят о том, что пользователям не нравятся сайты со сложным и громоздким дизайном и медленно работающие сайты. На знакомство с сайтом человек тратит несколько секунд. Обязательно нужно выявить все причины, влияющие на скорость загрузки страницы, и оптимизировать код сайта.

Много внимания надо уделить главной странице. Там нужно опубликовать логотип и слоган компании, информацию о скидках, акциях, спецпредложениях, а также новости и форму регистрации пользователей. Раздел «О компании», адрес и контакты, банковские реквизиты, сертификаты и другие документы повысят доверие к вам. Можно добавить на главную страницу кнопку-подсказку «Откуда мне начать?». Информация на главное странице должна постоянно обновляться.

Большим плюсом для вашего сайта станет такой дизайн интерфейса, при котором пользователям с ограниченными возможностями будет удобно пользоваться сайтом. Добавьте несколько вариантов размеров текста и их быстрое переключение. Разработайте навигацию так, чтобы использовать сайт можно было и без мыши, только с помощью клавиатуры.

Самый важный контент нужно размещать в левом верхнем углу страницы. Более подробную информацию можно разместить ниже, пользователи прокрутят страницу и прочитают. Текст должен быть лёгким для чтения. Для этого нужно выделить ключевые слова и заголовки, разбить текст на короткие абзацы и параграфы, использовать списки для перечисления или таблицы.

Важно продумать и хорошо сделать все страницы сайта, а не только главную. Многие пользователи переходят на сайт из поисковых систем или соцсетей, и далеко не все из них заходят на сайт с его главной страницы. Сайт должен хорошо отображаться на всех видах устройств. В этом вам поможет адаптивная вёрстка.

Создавая сайт, нужно тщательно продумать его структуру и навигацию. Структура сайта — это иерархия и расположение всех материалов. Весь контент нужно чётко структурировать, разбив его на разделы, вкладки и категории. Раздел — это самый крупный элемент структуры сайта. Они делятся на категории. Категории делятся на подкатегории и отдельные материалы.

Много внимания нужно уделить разработке навигации сайта. Она должна быть понятной и удобной и располагаться на самом заметном месте на странице. Задача навигации — отражать структуру сайта. Меню должно быть понятным и удобным. На каждую страницу сайта надо добавить ссылку на главную страницу. На всех страницах должна быть одна и та же система навигации, чтобы посетители не запутались.

Настройте полосу в верхней части страницы: Главная страница > Раздел > Категория > Текущая страница. Такой элемент навигации называется «хлебные крошки» (breadcrumbs). Через внутренние ссылки посетитель легко перейдёт с одной страницы на другую и не забудет, в каком разделе находится.

Добавьте карту сайта. Это вкладка, позволяющая легко ориентироваться на сайте. Её можно сравнить с оглавлением в книге. Карта сайта делает его просмотр удобным.

На крупных сайтах лучше всего добавить внутренний поиск. Функция проверки орфографии запросов («Возможно, вы имели в виду…») позволит пользователю найти нужный материал, даже если он ошибётся.

Как проходит тестирование юзабилити? Специалисты собирают требования (что именно нужно исследовать), анализируют проблемы пользователей и предлагают их решения. Яндекс.Вебмастер даёт рекомендации по улучшению юзабилити сайтов. В Google есть специальный инструмент — оптимизатор web-сайтов. Там же можно найти фокус-группы — людей, которые попробуют работать с сайтом, чтобы выяснить его технические возможности, выявить и устранить недостатки. Нужно дать людям конкретное задание и наблюдать за их действиями. После тестирования результаты сравнивают и выясняют, какой вариант сайта лучше.